Виды свистящего сигматизма.

Понятие, виды сигматизма и специфические приемы коррекции различных видов

Сигматизм – расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении свистящих или шипящих звуков, или свистящих и шипящих звуков одновременно.[20; 47] Расстройство это обусловливается неправильным положением языка по отношению к другим органам артикуляционного аппарата.

Рассмотрим правильный уклад органов артикуляции при произношении звуков с, с’, з, з’. При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель – тем шум более низкий, переходящий в “шепелявый” (звук произносится с «пришепетыванием»). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос.[20; 47]

При произнесении мягкого с’ губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего язык еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции з и з’ в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Уклад органов артикуляции при произнесении звука ц: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами – 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

При неправильном укладе органов артикуляции возникает сигматизм. Рассмотрим его основные виды.[23; с. 52-53]

Межзубный сигматизм. Этот вид сигматизма наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука С свист отсутствует. Вместо его слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий З и аффрикат Ц.

При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используются специальные зонды, с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса рекомендуется ортодонтическое вмешательство.

Аналогичная работа проводится при коррекции призубного сигматизма.

При межзубном с – з вследствие переднего открытого прикуса для образования узкой щели рекомендуется круто поднять вверх переднюю часть спинки языка.

Боковой сигматизм. Этот вид сигматизма характерен тем, что выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо С слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении З. С боковой артикуляцией может произноситься и Ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки.

При боковом сигматизме постановка воздуха занимает длительное время из-за сложности этого речевого дефекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуляторной гимнастике. Необходимо добиваться, чтобы ребенок умел сделать язык широким, чтобы боковые края языка касались верхних коренных зубов.

Губно – зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф), поэтому акустический эффект при искаженом С близок к звуку Ф. подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрированно. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.

Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка,и звуки заменяются храпом в нос. Нужные движения челюсти и образование желобка на языке не формируются или оказываются не плотными, только намеченными.

Призубный сигматизм. Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних зубов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков С, З слышатся звуки Т и Д.

Шипящий парасигматизм. При этом виде сигматизма язык принимает артикуляцию, характерную для Ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный Щ.

При шипящем сигматизме предлагаются упражнения в поднятии и опускании средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опущенной средней части спинки языка, а также упражнения на образование глубокого желобка.

Таким образом, среди детей дошкольного и школьного возраста неправильное произношение свистящих и шипящих звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть сигматизмом. В зависимости от положения органов артикуляционного аппарата во время звукопроизношения различают несколько видов сигматизма. Устранение сигматизма каждого вида имеет свои особенности и поэтому прежде чем начинать работу по исправлению звукопроизношения педагогу важно знать методы и пути коррекции каждого вида.

ОБЩИЙ ВЫВОД 1. В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 – 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь, но предполагает во многих случаях нарушения письменной ее формы.

Рассматриваемые в психолого-педагогической литературе изменения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток лишь с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой.

Виды свистящего сигматизма.

л – по наличию преграды -согласный , По работе небной занавески -ротовой
По способу образования

jar–> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по логопедии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по логопедии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

По работе небной занавески -ротовой
По способу образования смычно–щелевой
По месту образова

Виды свистящего сигматизма. Парасигматизм свистящих звуков. Коррекция звука С.

С – по наличию преграды -согласный

По работе небной занавески -ротовой

По способу образования –щелевой

По месту образования – язычно-зубной

По степени палатализации –Твердый

По степени участия голоса – глухой

Нома артикуляции (пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении з;.

С — губы в легкой улыбке;

— зубы сближены на расстояние около 1 мм;

— кончик языка упирается в нижние резцы;

— спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя
воздуха(прохладная, долгая, плавная) направляется к резцам;

— боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

— нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

— голосовые связки разомкнуты.

При произнесении мягкого с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

У звука З голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С, З, Ц (сигматизм)
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф. предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития)

Такой вид нарушений бывает при просовывании кончика языка между зубами – в большинстве случаев получается нечистое С и З (пришептывание – этот дефект произношения виден глазом при произнесении звуков С и З), реже – звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Предрасполагающим фактором к появлению такого вида сигматизма является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом

Такое произношение , когда кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).

При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).

Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.
При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух – слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп, лубы вместо суп, зубы)

При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.
Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

Читайте также:  Венозная недостаточность нижних конечностей

При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот.

Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ)

1. Шипящий (с-ш, с`-щ, з-ж)

2.Внутригрупповые замены и смешения (с-с`, ц-с,з-с)

3.Призубный (с-т, з-д, ц-т)

4. Губно-зубной (с-ф, з-в, ц-в)

Похожие вопросы

  • Логопедия – . сигматизма. Парасигматизмсвистящихзвуков. Коррекция.
    Парасигматизмсвистящихзвуков. КоррекциязвукаС. С – по наличию преграды -согласный.
    НОСОВЙ СИГМАТИЗМ. При этом видесигматизмазвук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот.
  • Логопедия – Виды ламбдацизма. Параламбдацизм. коррекциязвука Л.
    Видысвистящегосигматизма. Парасигматизмсвистящихзвуков. КоррекциязвукаС.
    Параламбдацизм. коррекциязвука Л. л – по наличию преграды -согласный , По работе небной занавески -ротовой.
  • Логопедия – Ц-по наличию преграды -согласный
    Видысвистящегосигматизма. Парасигматизмсвистящихзвуков. КоррекциязвукаС.
    Основные видысигматизма. Межзубный сигматизм Характерный для звукассвист отсутствует.
  • Шпаргалки по логопедии
    Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследо. подробнее ».
    Видысвистящегосигматизма. Парасигматизмсвистящихзвуков.
  • Логопедия – Буква Ш
    Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков. Губно-зубной, Межзубный, Боковой, Носовой (см. нарушение произношения свистящихзвуков). ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Призубный.
  • Логопедия – Виды ротацизма. Параротацизм. Коррекциязвука Р.
    Виды ламбдацизма. Параламбдацизм. коррекциязвука Л.
    Параротацизм. Коррекциязвука Р. Р – по наличию преграды -согласный , По работе небной занавески -ротовой.
  • Логопедия – Основные принципы коррекции фонетико-фонематического.
    Например, отработав звукс, не следует сразу переходить к коррекциизвука з или звуков, близких к группе свистящих, т.е. к ш, ж, ч, щ. Рекомендуется в работу включать звуки из отдаленных групп.
  • Логопедия – Обследование звукопроизношения.
    Проверяются следующие группы звуков: – гласные А, О, У, Э, И, Ы; – свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ)
    Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребёнку. Особо отмечаются слова, которые.
  • Логопедия – Дислалия простая и сложная. Понятие о мономорфном.
    К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).
  • Логопедия – Обследование фонематического восприятия.
    Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков и парзвуков.
    Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких.

найдено похожих страниц:10

Правильная артикуляция свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Сигматизм свистящих и его виды. Парасигматизм.

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты ( С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков здесь. Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков читать здесь.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Исправление сигматизма различных видов

Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ).

При правильном произношении звуков С, 3, Ц артикуляция следующая:

  • зубы сближены на расстоянии 1 мм;
  • положение губ и расстояние между зубами зависят от последующего гласного звука;
  • язык широко распластан, и его кончик упирается в нижние резцы;
  • спинка языка умеренно выгнута;
  • боковые края языка подняты и изнутри плотно прижаты к верхним коренным зубам;
  • посередине стенки языка образуется желобок, по которому проходит холодная струя выдыхаемого воздуха;
  • нёбная занавеска (мягкое нёбо) поднята и прижата к задней стенке глотки, не пропуская воздушную струю через носовую полость;
  • голосовые складки разомкнуты, звук глухой.

При произнесении мягкого звука СЬ язык напряжен, кончик языка гораздо сильнее упирается в нижние резцы, а спинка языка выгнута и приближена к твердому нёбу.

Артикуляция звонких звуков 3—3′ отличается прежде всего тем, что звуки звонкие, т.к. голосовые складки сомкнуты и вибрируют; спинка языка поднята выше, выдох меньше, чем при звуках С – СЬ.

Звуки Ш и Ж — шипящие, при произнесении которых:

  • губы слегка выдвинуты вперед;
  • передняя часть языка в виде ковшика поднята к верхним альвеолам, но не касается их; образуется щель, через которую проходит теплая струя воздуха;
  • боковые края языка подняты и плотно примыкают к верхним коренным зубам, не пропуская воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые складки при Ш разомкнуты, а при Ж сомкнуты и ибрируют.

Звук Ш — глухой, а Ж — звонкий.

Звуки Ч и Щ

При правильной артикуляции звук Ч произносится как ТЬШЬ. Сначала кончик языка образует смычку с корнями верхних резцов, а затем, после взрыва, отодвигается назад к альвеолам — образуется сильная воздушная струя. Корень языка приподнят, приближаясь к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и плотно закрывает проход в носовую полость, голосовые складки разомкнуты.

При произнесении звука Щ (ШЬ) губы выдвинуты вперед, кончик языка поднят к альвеолам; образуется щель, по которой проходит теплая воздушная струя, боковые края смыкаются с верхними зубами. Язык напряжен, корневая часть его приподнята. Нёбная занавеска закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты.
Звуки Ч и Щ всегда глухие.

Дефекты в произнесении свистящих и шипящих звуков

Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный, шипяще-свистящий.

Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, близкой к Ф. Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется смычка нижней губы с верхними резцами.

Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т – Д.

Сущность данного дефекта состоит в том, что кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода воздушной струи через зубную щель.
Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж.

При свистящем сигматизме шипящие звуки заменяются свистящими.

Замена свистящих и шипящих звуков другими, более простыми по артикуляции называется парасигматизмом.

Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука.

Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний.

Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на Xс назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость.

Исправление сигматизма различных видов

Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.

  1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук с. Если звук с произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук с вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ы в прямых и обратных слогах.
    Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков з и ц.
    Для произнесения звука з логопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука ц он предлагает произносить подряд звуки г и с сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука т к с (тс).
    Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).
    Многократным сопоставлением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого с и составного ц.
  2. При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не воспроизводит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придерживая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.
  3. При призубном сигматизме логопед может применять два приема:
    • легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;
    • предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.
  4. Исправление шипящего сигматизма осуществляется с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.
  5. При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.
  6. При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произношения звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.
Читайте также:  Боль в стопе: причины острой боли в стопе (без травмы)

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.
Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука с почти всегда распространяются на произношение звуков з к ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глухого с.

Жидких Елена Викторовна
учитель-логопед, МБДОУ дс №31
Кстовский р-он, п. Ждановский

Виды свистящего сигматизма.

Причины возникновения сигматизма у детей.

Образование звуков речи (артикуляция).

Артикуляционный аппарат человека состоит из пассивных и активных органов произношения.

Пассивными органами произношения являются полость носа, твёрдое нёбо, задняя стенка глотки. Они неподвижны.

Активными органами произношения называют нижнюю челюсть, губы, язык, мягкое нёбо.

Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков, т.е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Нарушение деятельности органов артикуляционного аппарата вызывают разнообразные расстройства звукопроизношения.

Рассмотрим наиболее часто встречаемые дефекты произношения – сигматизмы. Эти искажения возможны как при дислалии, так и при дизартрии.

Уточним этиологию названных выше сигматизмов, потому что только понимание причин позволяет нам осмысленно квалифицировать дефект и определить наиболее оптимальную коррекционную методику.

Произношение свистящих звуков в норме.

При произношении [с] губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния 1 – 2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренными зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывают свистящий свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель, тем шум более низкий. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты и не производят голос.

При произнесении [с’] губы растягиваются больше, чем при [с] и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед к направлению альвеол, вследствие чего щель еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции [з, з’] в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

При артикуляции [ц] губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами 1 – 2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним языкам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная.

Сигматизмы свистящих звуков.

  1. Сигматизм (парасигматизм) аддентальный (син.: призубный).

Причина: аномалии зубно-челюстной системы (полное или неполное замыкание ротовой полости – глубокий закрытый прикус), тугоухость.

При артикуляции язык прижимается к задней поверхности резцов, воздух уходит через переднюю часть языка широкой струёй между зубами. Аддентальный сигматизм возникает иногда при нормальной челюсти, но часто при прогнатии или умеренно открытом прикусе.

Аддентальный (призубный) сигматизм имеет два варианта:

  • Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.
  • Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками т ид (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): Котка и табака дивут недрудно.

Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков.

Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.

Анализ [с] и [т] (также [з] и [д]) показывает, что разница между этими звуками заключается в способе образования, причем движения языка при свистящих (а тем более при шипящих) гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных [т] и [д].

  1. Сигматизм губно-зубной (син.: лабиодентальный)

Причина: аномалии зубно-челюстной системы (прогнатия).

При губно-зубном сигматизме свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам [ф, в] (фраза — Кошка и собака живут недружно—приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно).

Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует.

Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков [ф, в] (положение губ).

  1. Сигматизм интердентальный (син.: межзубный)

Причина: аномалии зубно-челюстной системы (передний открытый прикус), нарушение тонуса языка, выпадение молочных зубов у детей..

Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков [т, д, н, л].

Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

  1. Сигматизм боковой (син.: латеральный)

Причина: неправильное положение языка при артикуляции – неверно образование смычки, аномалии зубно-челюстной системы (открытый прикус), узкий язык.

Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком.

Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов.

Читайте также:  Гипотиреоз: симптомы и лечение

Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука [р].

Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка.

  1. Сигматизм назальный (син.: носовой).

Причина: патологические функции мягкого неба.

Струя воздуха вследствие бездействия нёбной занавески идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос и сопровождаются появлением носового оттенка у последующей гласной. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными.

Назальный сигматизм может быть полным или неполным.

При полной назальном сигматизме ротовая полость закрыта и весь воздух уходит в носовую полость через щель между мягким нёбом и задней стенкой глотки.

При неполном назальном сигматизме к шипящим и свистящим звукам добавляется дополнительный звук, возникающий в носу из-за неточного нёбно-глоточного затвора.

Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки.

  1. Сигматизм (парасигматизм) шипящий.

Причина: аномалии зубно-челюстной системы (затруднения в приближении языка к резцам), тугоухость.

Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и кошька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, образуя тем самым полость значительно большего размера, чем необходимо для образования свистящих фонем, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Шипящий сигматизм часто встречается у тугоухих, которым малодоступны высокие диапазоны частот, и которые вследствие этого воспринимают свистящие фонемы как шипящие.

  1. Сигматизм билабиальный (син.: губной, лабиальный)

Причина: неправильное положение губ при артикуляции.

Струя воздуха проникает сквозь приоткрытые зубы в пространство между выпяченными губами и наталкивается на них, при этом получается дующий звук, похожий на звук [ф].

  1. Сигматизм горловой (гортанный, ларингеальный)

Причина: образование звука происходит между ложными голосовыми складками.

При горловой форме сигматизма возникает грубый хрипловатый звук между ложными голосовыми складками.

Горловой сигматизм часто является симптомом при расщелине нёба.

  1. Сигматизм нёбный (син.: палатальный).

Причина: неправильное образование щели (задняя стенка глотки и нёбо) при артикуляции.

Нёбный сигматизм образуется при сильно оттянутом назад кончике языка, который приближается к твердому нёбу. Фрикационный шум образуется между кончиком языка и верхними резцами.

Нёбный сигматизм может наблюдаться при открытом прикусе или прогнатии.

Причина: чрезмерно острое образование желобка, появление при этом добавочного свистящего звука.

Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими (Собака и коска зивут недрузно).

Сигматизмы шипящий звуков.

В произношении шипящих встречается большинство из тех недостатков, которые встречаются при недостатках произношения свистящих фонем: губно-зубной, межзубный, призубный, боковой и носовой виды сигматизма. Также выделяют специфические виды сигматизмов шипящих.

1. «Щечное» произношение звуков [ш, ж].

Причина: неправильно образованная преграда.

Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется тупой шум, а при произнесении звонкого [ж] к шуму прибавляется голос. Произнесение звука сопровождается раздуванием щек.

  1. Свистящий сигматизм шипящих.

Причина: неправильное положение кончика языка (он доминирует, может образовать срединную щель).

3. «Нижнее» произношение звуков [ш, ж]

Причина: неправильное место образования щели.

Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук [щ], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при такой артикуляции может произноситься твердый звук.

4. Заднеязычное произношение звуков [ш, ж]

Причина: неправильное место образование щели

Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминает шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г], как в южнорусских областях.

5. Недостатки произношения звука [щ]

Причины: неправильные артикуляционные уклады.

üУкороченное произношение звука;

üЗамены свистящим звуком [с];

üПроизношение с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание [ш’ч]

6. Недостатки произношения звука [ч]

Причины: неправильные артикуляционные уклады

Замена [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц’], [т’], [ш’].

Таким образом, основными причинами возникновения сигматизмов являются следующие:

  1. Нарушение иннервации артикуляторных механизмов;
  2. Несформированность артикуляторного праксиса;
  3. Сенсорные (перцептивные) нарушения (чаще всего слуховые);
  4. Смешанные, сенсомоторные причины;
  5. анатомические аномалии артикуляторных органов и зубно-челюстного аппарата;
  6. Функциональные нарушения;

Причины возникновения основных видов сигматизмов.

Глубокий закрытый прикус, тугоухость

Передний открытый прикус, массивный язык, смена зубов, нарушение иннервации РА

Боковой открытый прикус, узкий язык, нарушение иннервации мышц языка

Вялость мягкого нёба

Аномалии зубно–челюстной системы, тугоухость

Шипящий парасигматизм свистящих

Неправильный артикуляционный уклад

Свистящий парасигматизм шипящих

Органические причины возникновения различных видов сигматизмов.

Синдром поражения ЧМН

V пара – тройничный нерв

Верхняя часть щек, верхняя губа, верхняя челюсть и ее зубы и др.

Нарушение актов кусания, жевания, глотания, невриты, нарушение секреции желез слизистой оболочки рта и носа.

Кожа нижней части щеки, нижняя губа, нижняя челюсть и ее зубы, подбородок, нижняя часть ротовой полости, язык, жевательные мышцы и др.

VII пара – лицевой нерв

Мимическая мускулатура, мышцы ушной раковины

Парез круговой мышцы рта

IX пара – языко-глоточный нерв

Мышцы глотки, язычка (уволя), мягкого нёба (совместно с блуждающим нервом). Способствует акту глотания и артикуляции и др.

Бульбарный (периферический) паралич

X пара – блуждающий нерв

Чувствительные ветви – глотку, гортань. Двигательные волокна – мышцы глотки, мягкого нёба, гортани, надгортанника и др.

XII пара – подъязычный нерв.

Список использованной литературы.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов дефект. фак. высш. пед.уч. завед.- М.: Академия, 2000.
  2. Логопед: научно-методический журнал. – М.: 2004, 2005.
  3. Логопедия: учебник для студентов дефект. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  4. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: 1968.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова, 1997.

Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1978.

  1. Хрестоматия по логопедии: учебное пособия для студентов / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.:ВЛАДОС, 1997.
  2. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М.: Аспект – пресс, 2002.

СИГМАТИЗМ

Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих и шипящих звуков с, з, ц и ш, ж, ч, щ. Недостатки произношения (искажение и отсутствие) свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом и являются фонетическим нарушениями Замена данных звуков другими, имеющимися в системе родного языка, называются парасигматизмом и по своей структуре являются фонетико- фонематическим нарушением.

Выделяют следующие виды сигматизма:

межзубный — выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами;

– боковой бывает одно – и двусторонним. Односторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный хлюпающий звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилетают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка;

— встречается носовойкоторый возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывал проход воздушной струе в носовую полость.

Имеется несколько видов парасигматизма.

Губно- зубное произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на В и глухих — на Ф (например: санки — фанки, шапка — фапка зубы —вубы

Призубный парасигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный парасигматизм в замене звонких звуков на Д и глухих —на Т(например: снег — тнег шарф — тарф, жара —дара)

шипящий парасигматизм замена свистящих звуков шипящими (свисток — швисток звезда — жвежда и шипящих звуков свистящими — (шуба —суба)

Способы постановки. Основным приемом постановки правильного звучания является межзубное произношение с, а затем и з, что дает возможность зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челюстей (линия желобка языка и средняя линия между верхними и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным ‘). В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно выработать. Подготовительные артикуляционные упражнения следующие: распластывание языка, свертывание его трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей спички при высунутом языке, сдувание с кончика языка кусочка ваты узкой бумажной полоски и т. п.).

После автоматизации свистящих можно перейти к постановке шипящих, а затем необходимо провести дифференциацию свистящих и шипящих, так как артикуляция и звучание свистящих и шипящих звуков в этом случае часто бывают сходны, Для постановки звука необходимо выработать поднятие языка «ковшом» за верхние зубы, путем подражания или с механической помощью; затем, удерживая такое положение языка, предложить произносить звук с. Логопед обращает внимание ребенка на то, что у него получается звучание звука ш. Автоматизация звука ш некоторое время может продолжаться с механической помощью. Как только станет возможным произнесение звука ш самостоятельно, механическая помощь выключается.

При наличии чистого произношения звука с, от него звук Ц может быть поставлен или по подражанию (фиксация внимания на звучании, артикулировании и тактильном ощущении сильного толчка воздуха на тыльной стороне руки), или же с применением механической помощи. Для этого предлагают, упирая кончик языка в нижние зубы, произносить т- т- т, и в момент произнесения нажимом на кончик языка отодвигают его слегка в глубь рта. Того же эффекта можно добиться отодвиганием губ в стороны в момент произнесения звука т, при этом образуется щель и вслед за т звучит с, что и дает звук ц. Некоторые авторы рекомендуют последовательное произнесение т- с с возрастающим ускорением, в результате чего они сливаются воедино.

Те же приемы рекомендуются и для постановки звука Ч, только кончик языка следует поднимать кверху и произносить т’- т’- т’; в это время кончик языка отталкивается в глубь рта, и за ть следует звук шь, в результате чего и получается звук ч (тот же результат получится при нажиме двумя пальцами на углы губ для их выдвижения вперед в момент произнесения звука т).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9154 – | 7373 – или читать все.

Ссылка на основную публикацию